Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий:
- Несколько слов об обычае освящать в церкви яблоки в праздник Преображения Господня. Бывает в церковной жизни, что самые простые и понятные вещи становятся со временем и непонятными и не простыми. Известно на Руси древнее предание, что прежде праздника Преображения вкушать яблоки не следует. Между тем в Священном Писании Ветхого и Нового Завета нет этой заповеди. Получается, что это не более чем благочестивый обычай.
В древности на Востоке и на Руси был заведен порядок, не начинать собирать урожай до определенного дня. В современном мире это правило не сохранилось. Мы собираем урожай по мере его созревания. А раньше день сбора урожая, был событием особенным. Вот мы читаем в Евангелии историю проклятия Господом смоковницы. «Взалкав, Господь увидел смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, хотя еще не время было собирания смокв. Тогда сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И засохла смоковница». (См. Мр. 11 12-14, 20) Не углубляясь в духовный смысл проклятия, понимаем, что раз день сбора смокв еще не настал, то созревшие плоды должны были висеть на дереве, а между тем не оказалось ни одного. Значит, это была абсолютно бесплодная смоковница. Потому и навлекла на себя проклятие.
Посмотрим на поступок Господа в свете нашего предрассудка. Не покажется ли нам, что Он нарушил заповедь, пожелав вкусить смоквы прежде дня сбора урожая? Вот нам сейчас указывают, что яблоки нельзя есть, пока не наступит праздник Преображения. На самом деле не было никогда такой заповеди. Но есть почти забытое древнее Библейское установление, сохранившее свою силу и в Новом Завете: «о приношении начатков овощей». Всякий год, когда созревает урожай, человек, согласно этому установлению, должен первые плоды урожая принести в дар служителям храма, и только после этого может сам начать неукоризненно питаться новым урожаем. О принесших начатки читается молитва. Так относительно каждого фрукта и овоща в свое время. Причем, нет необходимости каждый раз идти в храм. Священное Писание свидетельствует, что все, что мы отдали ближнему, Бог воспринимает, как если бы мы отдали Ему Самому. Поэтому, когда у тебя созрел урожай, ты возьми несколько первых плодов и дай их соседу, у которого нет яблонь, каким-нибудь старикам, детям, просто прохожим подари! Если ты поделишься с ближним лучшими первыми плодами и своей радостью, Бог и тебя самого благословит и на все твое семейство изольет обильное благословение. И будете в весели духа питаться своим урожаем, даже если не наступил еще великий праздник Преображения Господня. Просто Бог не хочет, чтобы мы были жадными. Именно в этом состоит прозрачный смысл заповеди о начатках. Делиться надо!
Что происходит от непонимания? Люди не смеют отведать яблок до праздника, потом несут их в храм «освящать», забирают домой, вкушают с трепетом и ломают голову, куда девать огрызки «великой святыни»? Раздать надо было, даже еще не доходя до храма раздать, и голова бы не болела от глупостей, и люди бы вокруг стали чуть счастливее. А кроме яблок, сколько еще произрастает в наших садах различных фруктов? А сколько на огородах зреет овощей? Какая богатая указана нам от Бога возможность для аскезы против жадности! Конечно, похвально из аскетических соображений не есть яблок до праздника Преображения, но, следуя совету апостола, исследовав все, пусть каждый изберет для себя лучшее.
Протоиерей Андрей Кривонис (Симферопольская епархия):
- Для того, чтобы ответить на вопрос можно ли или нельзя есть яблоки до Преображения, следует совершить маленький историко-аскетический экскурс. Современная редакция Типикона, сформировавшаяся ко второй половине XVII века, сообщает нам следующее: «Внимай: Яко аще кто от братий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочие повиноватися уставу святых отец… Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет…». Далее Устав делает постановление о времени вкушения винограда после дня Преображения, а именно, повелевает поставлять его на трапезе в понедельник, среду и пятницу до окончания августа месяца. Сделаем важное замечание: Устав ни слова не говорит о яблоках, речь идет лишь о винограде и далее делается замечание о том, что любые плоды нового урожая, которые будут поставлены на братской трапезе, обязательно должны быть освящены по обычаю монастырской практики.
Этот запрет объясняется только тем, что приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю — от праздника к празднику, — то и приурочили благословение урожая к определенному дню, а именно к празднику Преображения. Об этом говорит пояснение к молитве о приносящих начатки овощей: «и ино овощие да приносится коегождо во время свое ко храму на благословение и молитва… глаголется над ними такожде». То есть надо понимать, что молитва эта может быть прочитана не только на Преображение и не только над яблоками, а в любое время над любым плодом, который созрел и принесен в храм для благословения! Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше достигались плоды, там они приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы. Об этом указывается в греческом Николо-Касулянском Типиконе, Синайском Типиконе, Афонском Типиконе Лавры св. Афанасия. В русском служебнике, напечатаном в Супрасле в 1727 году, содержится кроме обычного чина благословения фруктов на Преображение, чин благословения злаков, овощей и фруктов в день праздника Успения Богородицы.
Заметим, что церковно-славянский язык не различает овощей и фруктов. Под овощами подразумевается всякие плоды, поспевающие к этому времени. Как правило, у нас мы освящаем яблоки с виноградом и другие, нашедшиеся в наличии, плоды — груши, сливы, абрикосы. Ввиду последнего Минея содержит также молитву«Над всяким плодом», которая должна использоваться для благословения начатков любых фруктов, овощей, ягод кроме винограда. Наконец, московский Требник помимо еще одной молитвы «В причащении гроздия в 6-й день августа» содержит также географически обусловленное примечание: «Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ейже начало: Владыко Господи Боже наш; такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва глаголется над ними та же». Т. е. Устав здесь не выделяет одних плодов перед другими: начатки любых овощей, фруктов и ягод должны одинаково благословляться в свое время молитвой — что перекликается с ветхозаветным требованием (Исх. 23:19): «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». «Начатки», это первые поспевшие плоды.
К сожалению, традиция благословения плодов со временем претерпела изменения. В какой-то мере это объясняется тем, что современная культура отошла от крестьянства, уклада жизни земледельца; но в большей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни в результате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось на благословение яблок, меда, мака и еще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой как некая святыня. Их едят чаще натощак, ждут от них чуда, мучаются тем, куда девать кочерыжки. Встречаются случаи, когда остатки от «священных яблок» хранятся в баночке рядом со святой водой и маслом. И действительно, что делать с этими кочерыжками: закопать в безлюдном месте или сжечь и пепел выбросить в реку? Можно просто выбросить. Как выбрасываем негодные остатки пищи после обеда, пищи, о которой мы перед едой молились и которую благословляли. Настоящая ревность о Боге и глубокое благочестие рождается не столько из благоговейного отношения к яблоку, унесенному из храма, сколько из яблока, принесенного в храм, из добродетелей, которые понудили человека на эту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.
В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Ей просто важно научить своих детей быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих православных странах так и делают: освящают яблоки, впрочем как и другие виды плодов, раньше, применительно к климату, так как это и было задумано церковным уставом.
1. Церковный Устав совершенно никак не выделяет яблоки среди прочих плодов — согласно Уставу, их начатки следует благословлять той же самой молитвой, что и начатки любых других овощей и фруктов.
2. Яблоки не имеют ни малейшего отношения ни к событию преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе, как оно описано в Евангелии, ни к уставному церковному богослужению в этот день.
3. Устав предписывает благословлять молитвой не просто любые плоды, но именно их «начатки», и делать это, соответственно, «кое когда приспеет» — т. е. в начале сбора первого урожая.
4. Замечание московского Требника, что в праздник Преображения в северной («Великой») Руси благословение начатков винограда заменяется благословением яблок, не может быть отнесено к Руси южной (Украине, южным регионам России), не говоря уже о Молдове. Здесь первые плоды яблок созревают значительно раньше — в июле и даже в июне.
5. Наконец, сам запрет на вкушение винограда до благословения его начатков и наказание тем, кто этот запрет нарушил, являются частью монашеского устава и должны безусловно соотноситься с реалиями общинной монастырской жизни (где братия возделывала общие для всех виноградники и имела общую трапезу).
Что же мы имеем? В жизни наших приходов, а не древней Лавры св. Саввы?
Приносят ли все прихожане начатки любых плодов, что выращивают (огурцов, помидоров, лука, картошки и т. д. — без каких-либо исключений), в храм на благословение — как это прямо предписывает монастырский Устав? Нет.
Соответствует ли, таким образом, и букве, и духу Устава «обычай» некоторых наших единоверцев здесь, в Южной Руси, не вкушать первые плоды яблок, а выбрасывать их? Нет, не соответствует. Более того — является прямым нарушением. И даже производство варенья из начатков яблочных плодов не может служить оправданием. Ведь указанная выше молитва «Над всяким плодом» должна знаменовать собою не что иное, как начало сбора урожая. И тогда получается, что начатки таки собираются — без какой-либо молитвы, как будто их и нет вовсе, но затем, месяц или два спустя, когда сбор достигает своего пика, строго держащиеся неуставного обычая вдруг «делают вид», будто урожай якобы только-только начался и будто эти августовские плоды — и есть первые поспевшие…
Каким же видится выход? И духовенство, и прихожане должны знать, что возникшая на северной Руси связка «яблоки — Преображение» (вплоть до именования этого праздника невообразимым «яблочный Спаситель») нас, нашей страны никак не касается. Затем, прихожане, занимающиеся сельским хозяйством, должны быть более последовательными: если благословлять молитвой сбор нового урожая, то распространять этот обычай не на одни только яблоки — и духовенство здесь должно помнить о прямых обязанностях, со своей стороны. Если же кто сам не освящает молитвой начало сбора, скажем, картошки со своего огорода, то он не должен осуждать и тех, кто аналогично не освящает молитвой сбор яблок. Наконец, яблоки следует благословлять именно тогда, когда этого требует Устав — как поспевают первые плоды.
Пресс-служба Каменской епархии / Интернет-портал "Пастырь"